Начало Вверх

Три фильма Жермен Дюлак

 

Улыбающаяся мадам Бёде / La Souriante Madame Beudet

Год выпуска: 1923

Страна: Франция

Жанр: Драма / короткометражный / немое кино

Продолжительность: 00:38:12

В ролях: Жермен Дермоз, Александр Аркийер, Жан Дид, Иветт Гризье, Мадлен Гуитти.

Чемпиона по теннису из грез мадам Бёде играет Рауль Паоли - французский гребец (рулевой), бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1900.

Описание: Эта экранизация театральной пьесы Дени Амеля и Андре Обея - вариант темы мадам Бовари, несчастной провинциальной дамы, разлюбившей своего мужа  вообще расценена учеными и теоретиками кино как «главный феминистский фильм истории». Пьеса «Улыбающаяся мадам Бёде» ставилась до этого в авангардистских театрах в духе модной тогда «теории тишины», согласно которой важнейшим элементом пьесы было молчание. Видимо, это и привлекло к ней внимание Дюлак.

Десятилетия «брака без любви» привели мадам Бёде к неудержимой меланхолии и скуке, от которых несчастной буржуазной домохозяйке приходится прятаться в мире своих фантазий. В фильме важную роль играют мечты и воспоминания, которые переплетаются с картинами реальной жизни. Новым было использование Дюлак фотографической деформации для изображения мыслей и желаний героини. Так, например, мадам Бёде видит своего мужа, почтенного торговца из Шартра, в образе грозного чудовища, бросающегося на нее. После «Улыбающейся мадам Бёде» Дюлак надолго отошла от экспериментов в области формы.

Приглашение к путешествию / L'invitation Au Voyage

Год выпуска: 1927

Страна: Франция

Жанр: Драма / короткометражный / немое кино

Продолжительность: 00:40:12

В ролях: Эмма Жин, Рэймонд Дюбрей, Робер Мирфей, Поль Лорбе, Таня Далейм

Описание: Идея фильма была навеяна Жермен Дюлак стихотворением "Приглашение к путешествию" (Шарль Пьер Бодлер).

Сама история практически изложена Жермен Дюлак в единственном интертитре (в самом начале фильма), который она включила в свой фильм:

"Женщина, к которой охладел муж, отправляется вечером в бар, чтобы отвлечься. Там она встречает офицера флота. Когда он узнает, что у неё есть ребенок, он тотчас же заканчивает завязавшиеся было между ними отношения. Простая история, которая обходится без интертитров. Я пыталась передать идею через изображения. Надеюсь, что зрители поддержат мою попытку".

Раковина и священник / La Coquille et le clergyman

Год выпуска: 1928

Страна: Франция

Жанр: сюрреализм

Продолжительность: 31 мин

Описание: О! Это очень скандальный фильм! Не столько даже своим содержанием, вызовом чему-либо, а своей историей и происхождением.

Именно с ним связывают появление и представление публике киносюрреализма. Тем более странно, что режиссер до этого снимала фильмы... ну, словом, такие, какие тогда все снимали. Что вынудило ее взяться за работу над сценарием известного драматурга Антонена Арто - история умалчивает. А это был тип, с которым даже знакомство противопоказано приличной даме, каковой и являлась Дюлак.

Арто был явно ненормальным человеком, вернее - откровенным психом, не раз побывавшим в специальных медицинских заведениях. Он стал основателем и, пожалуй, единственным представителем так называемого "театра насилия", норовившим применить свои "находки" более в реальной жизни, нежели на подмостках.

Дело осложнялось еще и тем, что в интересующий нас период у Арто осложнились отношения с группировкой сюрреалистов, поначалу принявших его в свои объятия с такой силой, что чуть не реализовали его же теорию.

К моменту премьеры Арто вроде бы уладил разногласия с сюрреалистами, но окончательно рассорился с Дюлак. Якобы она неверно трактовала его сценарий и внесла в фильм непредусмотренные сценаристом настроения. Но, скорее всего, Арто обиделся за отказ взять его на главную роль, что усугубилось приглашением бездарного, по его же мнению, актера. (По мне, так тогда смешно было рассуждать о бездарности или талантливости. Я имею в виду эпоху немого кино, не позволявшего и на треть реализовать свои таланты. Не случайно только единичные его звезды смогли перейти в кинематограф звуковой. И - наверное тоже не случайно - в немых фильмах практически не указывались имена исполнителей, что имеет место и в данном случае.)

Словом, премьера, состоявшаяся в 1928-м году, едва не превратилась в побоище. Кодла сюрреалистов освистала и захлопала фильм, а после норовила устроить бузу в буфете. ...

Спустя время повзрослевшие сюрреалисты все же отдали некоторую дань уважения своему кинопервенцу, кокетливо заявив, что, мол, со временем фильм "отстоялся" и сегодня воспринимается лучше, нежели тогда...

А Жермена Дюлак работала в дальнейшем менее радикально, экспериментируя на поприще синтеза изображения и звука, создавая видеоряд к произведениям Шопена и Дебюсси. Так что ее с полным основанием можно назвать не только крестной матерью киносюрреализма, но и прародительницей музыкального видеоклипа.

 Игорь Галкин

Яндекс.Метрика

Телефон для справок: (909)943-90-76 (Дмитрий). Email: muss-96@yandex.ru