I.
Становление и развитие марксистской
концепции религии.
II. Религия как творение
человеческой сущности и закономерный результат жизнедеятельности общества.
1.
Человеческая сущность у Л.
Фейербаха - общность, связующая индивидов только природными узами («род»).
2.
Человеческая сущность у К. Маркса
- «совокупность всех общественных отношений».
3.
«Религия – это логика превратного
мира в его популярной форме», «выражение действительного убожества» этого мира,
моральная санкция существующих порядков и всеобщее основание для утешения, для
оправдания «превратного» мира.
4.
Отражение в религии отношений
господства и подчинения, «отражение, в котором земные силы принимают форму
неземных».
5.
«Религия – опиум народа».
Компенсаторная функция религии.
6.
Учение о социальной природе
религии - новый взгляд, преодолевающий объяснение религии в рамках только
духовной жизни общества.
III. Генетическая связь между
религией и товарным фетишизмом, раскрытая в «Капитале» К. Маркса.
IV. Историко-религиозные
исследования Ф. Энгельса.
1. Возникновение христианства в Римской империи.
Социальные и идейные корни новой религии.
2. Диалектика соотношения религиозной формы и
революционного содержания в еретических учениях Средневековья.
3. Воздействие социальных настроений народных
масс на переосмысление католического учения Т. Мюнцером и его сподвижниками.
4. Исторический процесс постепенного преодоления
религии в духовной жизни человечества по мере возрастания степени свободы в
обществе.