Начало Вверх

Молодежный университет современного социализма

24 ноября

Лекция

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Лектор В.С. Фридман

План лекции

1.    Инстинкты в науке о поведении и обыденном представлении. Есть ли инстинкты у человека? А высших обезьян? Как это проверить?

2.    Социальная жизнь позвоночных животных — как её изучают, как делают выводы, что мы о ней знаем сегодня? Этапы (и основные тенденции) эволюции социальной организации, человек как их продолжение и квинтэссенция. Что могут сказать эти исследования об эволюционных корнях человеческого поведения, разума и общества, и что нет? А наоборот? (ибо не только «анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны», но в известном смысле и психология тоже).

3.    «Человек» и «животное»: где провести грань? Разнообразие социальной организации приматов, реконструкция изменений в линии, ведущей к человеку. Идеологические импликации данных приматологии и этологии: кто, как и зачем это делает? Каковы последствия для науки и общества?

4.    Объяснительные схемы в исследованиях поведения: эндогенная детерминация («биологизаторство») vs социальное влияние, концептуальные изъяны первой и достоинства второй. Различия между дисциплинами в использовании той и другой схемы: классическая этология vs социобиология и эволюционная психология. Вненаучные влияния на популярность обоих объяснений среди исследователей.«Биологизация» поведения человека и «психологизация» - животных как феномен современного общества.

5.    Интересные изоморфизмы между этологией и социальной психологией (стереотип и рациоморфные процессы вместо инстинктов). Социальная психология господства и равенства. Угнетение, иерархия поддерживающих его факторов, от телесности и среды до социологии с психологией. Борьба с угнетением: социальные механизмы, биологический бэкграунд

6.    Психология интеллекта, её проблемы и парадоксы. Что показывают цифры IQ — интеллект или социализацию? Исследование «наследования интеллекта»: достижения, проблемы, идеологические выводы и социальный заказ. Интеллектуальная акселерация (Эффект Флинна), проявление и возможные механизмы.

7.    Психология культуры: индивидуализм vs коллективизм, их способы измерения, формы проявления в оценке себя и общества, последствия для ума, здоровья, других человеческих качеств. Культурно-историческая психология: современное состояние

8.    Аберрации убеждения и познания у исследователей и «простых обывателей». Нейробиологические и психологические механизмы (когнитивный диссонанс, иллюзорная корреляция и пр.). Их социальные детерминанты, способы рационализации и защиты, возможность преодоления

9.    Агрессия, насилие, ненависть и преступность в современном обществе: «биологическая» vs «социальная» интерпретации. Исторический и кросс-культурный подход к их динамике.

10. «Происхождение человека» с «Происхождением семьи...» Энгельса — что подтверждается через 130 лет и что нет?

11. Мозг, личность и психика: кто ответственен за альтруизм-эгоизм, свободу выбора, и связанные с этим эмоции? Кто мысли и чувствует: мозг или действующее тело? «Нейромания» в развитых странах и её критика. Влияние культуры и структуры деятельности на когнитивные процессы, социальная обусловленность эмоций и др. человеческих качеств.

12. Социальное познание: конструирование «я», «мы», «они» и «чужие». Информационное и эмоциональное влияние на эти процессы. Оценка рисков и выигрышей при принятии решений обычными людьми и экспертами (поведенческая экономика). Системы 1 и 2: социальные регуляторы соотношения между ними. Психология пропаганды и/или резистентности к ней — использование всего вышеперечисленного.

13. Различия «по принадлежности» (гендерные, национальные, расовые) — отдельная сущность или производны от класса и/или социального статуса? Психобиология гендерной социализации. Нация — естественное образование или социальный конструкт (от популяции к воображаемому сообществу). «Честный расизм», нейросексизм и другие способы как бы научной легитимизации предрассудков.

14. Обсуждение «естественности» общественных установлений. Биологические «обоснования» эгоизма и альтруизма, равенства-неравенства, свободы-подчинения авторитету, капитализма-социализма — что с ними не так и почему они так популярны сегодня? 

ЛИТЕРАТУРА

Гороховская Е.А. Этология: рождение научной дисциплины. 2001.

Lorenz K. The foundation of ethology 1982.

Tinbergen N. The study of instinct 1951.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. 1988.

Тинберген Н. Мир серебристой чайки. 1973.

Хейнрих Б. Ворон зимой. 1994.

Гудалл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. 1992.

Тинберген Н. Социальное поведение животных. 1993.

Крученкова Е.П. Материнское поведение млекопитающих. 2009.

Громов В. С. Пространственно-этологическая структура популяций грызунов. 2008.

Громов В.С. Забота о потомстве у грызунов: физиологические, этологические и эволюционные аспекты. 2013.

В. Рамачандран. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми». 2012.

И. Бауэр. Почему я чувствую то, что чувствуешь ты? Интуитивная коммуникация и зеркальные нейроны. 2009.

И. Бауэр. Принцип человечности. 2009.

Якобони М. Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга. 2011.

Д. Риццолатти, К. Синигалья. Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания. 2012.

Левонтин Р. Биология как идеология. 1991.; Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. 1993.

Lewontin R., Rose S., Camin L. Not in Our Genes: Biology, Ideology and Human Nature. 1984.

Wilson E. Sociobiology: the new synthesis. 1975; Lamsden Ch. J., Wilson E.O. Genes, Mind and Culture. The coevolutionary process, 1981.

Гулд С., Левонтин Р. Пазухи свода собора святого Марка и парадигма Панглосса: критика адаптационистской программы. 1979.

Докинз Р. Эгоистичный ген. 1993; Расширенный фенотип. Длинная рука гена. 2010.

Аронсон Э. Общественное животное. 2010.

http://www.krauslab.com/papers.html

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. 2003.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2002.

И.В. Равич-Щербо. Психогенетика. 2000.

Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. Большая психологическая энциклопедия. Психологические законы человеческого поведения.  2008.

Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. 1982.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2003.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

его статьи http://lchc.ucsd.edu/People/MCole/#russia

материалы сайта http://psyanima.ru/

Каткарт Т., Клейн Д. Аристотель и муравьед едут в Вашингтон. 2012.

Фестингер Л. Теория когнитивного дисссонанса. 1999.

Теврис К., Аронсон Э. Ошибки, которые были допущены (но не мной). 2012.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001.

http://stelazin.livejournal.com/97759.html#comments

материалы сайта mindware.ru

Томазелло М. Истоки человеческого общения. 2011.

Зорина З.А., Смирнова А.А. О чём рассказали «говорящие» обезьяны? 2006.

Выготский Л.С., Лурия А.С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребёнок. http://scepsis.net/library/id_1274.html

Бурлак С.А. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы. 2012.

Материалы сайтов antropogenez.ru и socialcompas.com

Материалы сайтов socialcompas.com, psyresearchdigest.blogspot.com, mindware.ru

Е.Д. Хомская. Нейропсихология. 4е изд. 2005. http://yanko.lib.ru/books/psycho/homskaya=neuropsychology=ann.htm

С. Сэйтл, С.Лилиенфельд. Нейромания. Как мы теряем разум в эпоху расцвета науки о мозге. 2016

Канеман Д., Думай медленно... решай быстро. 2013.

Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х тт. http://www.koob.ru/velichkovdkij_b/

Аронсон Э., Пратканис Р. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. 2003.

Яндекс.Метрика

Телефоны для справок: (909)943-90-76 (Дмитрий), (916)597-86-30 (Никита). Email: muss@orc.ru