Начало Вверх

Молодежный университет современного социализма

18, 25 марта и 6 мая

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ

(из цикла «Философия марксизма»)

лектор: доцент А.В. Сурмава

Лекция первая   Лекция вторая Лекция четвертая

План лекций:

I. Психология - наука о человеческой душе, человеческом мышлении, его воле и аффектах. Когда возникла психология? Психология и психологизм.

II. Вершина теоретической мысли, достигнутая в немецкой классической философии. Гегель – наименее психологичный теоретик. Мышление по Гегелю - исторически развивающееся человеческое дело, реальная человеческая история.

III. Два пути развития психологии после Гегеля:

            1. Назад в психологизм (Л. Фейербах и большинство левых гегельянцев). Путь от серьезного теоретического гегелевского анализа к возвышенному, сентиментальному многословию. Фейербах – предшественник современной псевдофилософской словесности.

            2. Вперед к еще более радикальному антипсихологизму К. Маркса. Не «душа», не телесно понимаемый «мозг», но промышленность есть раскрытая книга человеческой психологии.

IV. Отечественная и мировая психология в XX – начале XXI вв.

1. Позитивистская психология И.П. Павлова. Принцип механического детерминизма, исключавшего какую бы то ни было свободу.

2. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Выведение свободы из абстрактной случайности и произвольного словесного знака. Антагонизм и сходство психологий Павлова и Выготского.

3. Два основных направления в современной науке о душе:

а) экспериментальная академическая психология, на сегодняшний день представленная преимущественно когнитивизмом; склонность к отрицанию существования человеческой психики; приравнивание человека к компьютеру;

б) «практическая» психология или психоанализ; представление о магической, никак не укорененной в реальной практической деятельности, психологической сущности человека.

3. Кризисное состояние и псевдонаучность психологии в настоящее время.

V. А.Н. Леонтьев и Э.В. Ильенков у истоков прорыва к действительно научной психологии. Чувственно-предметная деятельность как всеобщая категория. Генетическая связь направления Леонтьева-Ильенкова с классической новоевропейской философией, прежде всего Р. Декарта и Б. Спинозы.

VI. Человеческое мышление, воля, эмоции, аффекты - не абстрактно самостоятельные сущности, а нечто, вытекающее из природы чувственно-практической жизнедеятельности субъекта. Необходимость для человека, как и любого иного живого существа, активно взаимодействовать с внешним миром, двигаясь «по его форме», или, что то же самое, мысля этот мир.

VII. Орудийность и универсальность практической деятельности человека. Орудия человеческой деятельности как вынесенные наружу органы человеческого тела, существующие отдельно от тела органического. Производство и распределение собственного тела – человеческая проблема, принципиально неведомая животным. История такого производства и обусловленного им распределения человеческих орудий (человеческого тела) и есть подлинная человеческая психология.

VIII. Задача марксистской психологии: развернуть исследование человека к исследованию мирового производства, мировой «промышленности», в противоречиях которой содержатся все тайны и парадоксы сознания современного человека.

Яндекс.Метрика

Телефон для справок: (909)943-90-76 (Дмитрий). Email: muss-96@yandex.ru