Начало Вверх

Молодежный университет современного социализма

2 июня


«Исследования франкфуртской школы как идейная платформа леворадикальных течений в Европе»


лектор: Е.Н. Калмычкова

План лекции:

I. Условия возникновения социально-философской Франкфуртской школы.

1.Фордистско-тейлористский этап развития капитализма и потребность в его осмыслении и анализе.

2.Тупики детерминистского марксизма и позитивизма. Первые тенденции к обновлению.

3.Формирование философско-социологического центра во Франкфуртском институте социальных исследований.

II. Формулировка основ критической теории общества.

1.Проблема соотношения субъекта и объекта в критической теории; вопрос об отчуждении.

2.Критика детерминизма и позитивизма.

3.Негативная диалектика.

III. Негативная диалектика Т. Адорно, основанная не на «отрицании отрицания», то есть восстановлении тезиса на новом качественном уровне, а на собственно «отрицании» как универсальном принципе рассуждения. Концепция «критической» личности как единственного субъективного выхода из противоречий современного мира отчуждения и овеществленных отношений.

IV. Развитие идей Т. Адорно в трактовке современного общества В. Беньямина.

1. Проблема отчуждения в его теории «технической репродукции» и «репродуктивного» искусства.

2. Потеря личности отчужденным человеком.

3. Подчинение человека эффекту толпы, которую легко «запрограммировать», то есть направить ее энергию в русло, выгодное господствующему классу.

V. Г. Маркузе и проблема свободы человека в ХХ веке.

1. Основы "критической теории" общества. Философия истории.

2. Освобождение человека через творчество во всех его проявлениях;

3. Представление об обществе будущего, обеспечивающем свободу творчества своим членам; его противопоставление обществам, основанным, как на современном рыночном, так и на плановом хозяйстве.

4. Освобождение человека от монотонного, тяжелого труда; свободное время для самовыражения, в том числе через секс.

5. Самоосвобождение человечества как основа программы Г. Маркузе; Великий отказ - единственный путь для такого самоосвобождения.

6. Маркузе и социальная практика.

VI. Преодоление отчуждения в философии Э. Фромма.

1. Своеобразное развитие взглядов З. Фрейда.

2. Субъективная этика, опирающаяся на инстинкт жизни (творчество) и инстинкт смерти (некрофилию, тяготение к насилию и порядку).

3. Идея Э. Фромма о самоосвобождении человека из-под власти вещей, богатства, но, главное, - из-под власти заранее установленного репрессивного порядка.

Яндекс.Метрика

Телефон для справок: (909)943-90-76 (Дмитрий). Email: muss-96@yandex.ru