Начало Вверх

Молодежный университет современного социализма

5.04

Рождение игрового кино. Три фильма 1909 и 1911 гг.

К чему приводит пьянство / What Drink Did
 

Год выпуска: 1909
Страна: США
Жанр: Драма / короткометражный / немое кино
Продолжительность: 00:14:11
Режиссер: Дэвид Уорк Гриффит / David Wark Griffith
В ролях: Дэвид Майлз, Флоренс Лоуренс, Глэдис Иган, Адель Де Гард, Джон Р. Кампсон, Гарри Солтер.

Описание: Небольшой «моральный урок» от «человека, который придумал Голливуд» - Дэвида Уорка Гриффита - о вреде пьянства, снятый им еще в то время, когда фильмы, занимавшие одну бобину киноплёнки, длились не более 12 минут, и он пёк их, как блины. Это потом Гриффита назовут «первым в истории великим режиссером», «основоположником современного кинематографа», «одним из величайших новаторов киноискусства всех времен и народов»…

А пока он запутался в бесконечной череде фильмов с самыми простыми, бульварными сюжетами, а по ночам, как писала потом жена Гриффита, придумывал невероятные способы разбогатеть и покончить с этим навсегда: изобретал непрокалываемую автомобильную шину, новый способ производства мясных консервов... Страшно подумать, если бы ему это удалось, и он не «уперся» бы, в итоге, все-таки снимать фильмы, и снимать их - хорошо.

Итак, о чем фильм.

Альфред Лукас - примерный семьянин, отец двух прелестных дочурок – работает в столярной мастерской. Не ясно, как давно его сослуживцы пытались «обратить его в свою веру», но по фильму им это удается буквально с полстакана пива в обеденный перерыв. От выпитого вечерком после работы второго полстакана, характер Лукаса претерпевает такие изменения, что на утро следующего дня «примерным семьянином» его уже назвать нельзя. Вечером следующего за первым полстакана пива дня, семья и жизнь Лукаса рушатся, случается непоправимое. Жестокий трагический урок Альфредом Лукасом усвоен (чего Уорк Гриффит желает и зрителю) и теперь, каждый вечер после работы, он посылает своих друзей подальше, а дома, встав на колени и воздевая руки к небу, клянет то ли себя, то ли судьбу (интертитров нет, но снято так, чтобы зрителю было понятно, как сильно Альфред Лукас расстроен случившимся).

Миссис Альфред Лукас в этом фильме играет канадка Флоренс Лоуренс (Флоренс Анни Бриджвуд) (1886-1938) – первая в истории кинематографа кинозвезда.

До марта 1910 г. никто не знал имена актеров и актрис, появлявшихся на экране. Даже самые популярные исполнители скрывались под псевдонимами «Маленькая Мэри» или «Девушка Витаграфа». Эдисон и его подручные, по существу, были техниками, а не людьми искусства. Они плохо разбирались в законах художественного творчества, считая кинематограф технологическим аттракционом. Эдисон был категорически против указания в титрах картин имен актеров, снимавшихся в них.

Нарушил эту традицию владелец кинокомпании АйЭмПи (Independent Motion Picture) Карл Леммли, сразу же после ее создания. Тем самым Леммли смог привлечь многих известных актеров того времени и создал систему звезд, которая и сегодня помогает фильмам зарабатывать деньги.

Первой же звездой кинематографа, которую зажег Леммли, стала известная в то время под сценическим именем «Байограф Герл» («Девушка Байографа»), актриса компании «Байограф» Флоренс Лоуренс. Ей было 23 года, и она к 1909 году снялась уже в 80(!) короткометражных фильмах, когда ее, согласно легенде, на руках вынес из студии конкурентов коротышка Леммли. Подписав с ней контракт, он объявил прессе ее новую, невиданную по тем временам недельную зарплату в 250 долларов, и настоящее имя. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы, ведь первые актеры немого кино выступали под псевдонимами, получали обычную зарплату (25-35 долларов в неделю) и были совершенно незнакомы широкой публике.

А через месяц девушка исчезла при загадочных обстоятельствах. «Конкуренты готовы на все, чтобы остановить меня!» – кричал Леммли с первых страниц газет и журналов: «Они выкрали ее и возможно даже убили!!» В течении нескольких недель вся Америка с придыханием следила за развитием событий. Сначала Лоуренс «насмерть» сбил автомобиль! Затем «трупы» актрисы находили в различных городах США, но каждый раз выяснялось, что это всего лишь слухи.

И когда наконец-то Леммли организовал в Сент Луисе сцену «спасения», якобы вытащив Лоуренс из рук мафии, немудрено, что по возвращению в Чикаго, возбужденные фанаты сорвали с актрисы практически всю одежду. Рвали одежду на Лоуренс, конечно же, «фанаты», нанятые Леммли.

Зажегший первую в мире кинозвезду Карл Лемли за заслуги в кинематографе был удостоен Звезды на Аллее Славы Голливуда (6301 Голливуд Бульвар), а сама звезда Флоренс Лоуренс так же быстро закатилась с небосклона, как и взошла на него.

Проработав с Леммли всего год, она стала настолько известна в США, что в 1911 году создала свою компанию по производству фильмов «Виктор», которую, правда, была вынуждена оставить через три года в результате несчастного случая: во время пожара на съемках она бросилась на помощь коллегам, повредила спину и оказалась частично парализованной.

В 1916 году Лоуренс вернулась, сыграв главную роль в картине «Неуловимая Изабель», но, к сожалению, эта работа осталась незамеченной, как и следующее возвращение в кинематограф в начале 20-х. Не сумев преодолеть груз профессиональных неудач, так окончательно и не оправившись от травмы, всеми забытая Флоренс Лоуренс покончила жизнь самоубийством 28 декабря 1938 года в Лос Анжелесе.

По данным imdb.com, Флоренс Лоуренс снялась в 297 фильмах.

Весна / Le Printemps

Год выпуска: 1909
Страна: Франция
Жанр: игровой короткометражный фильм
Продолжительность: 7 минут
Режиссер: Луи Фейад
Описание: Весенняя фантазия.

Ад (Данте) / L'inferno

Год выпуска: 1911
Страна: Италия
Жанр: «Божественная комедия»
Продолжительность: 70 мин.
Режиссеры: Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе де Лигоро
В ролях: Сальваторе Папа, Артуро Пировано, Джузеппе де Лигоро

Описание: Эта эпическая лента итальянских кинематографистов была впервые показана в театре Меркаданте (Неаполь) 10 марта 1911 года. Несмотря на свою «старость» картина впечатляет и сегодня.

Вряд ли стоит пересказывать сюжет фильма, ибо «Божественную комедию» Данте читать надо всем.

Это экранизация первой части великого произведения:
Данте в сопровождении поэта Виргилия путешествует по кругам ада и знакомится с их обитателями. Первоначально картина была без звука, но совсем недавно, известная британская группа Tangerine dream записала музыкальное сопровождение к фильму.

Отреставрированный материал смотрится великолепно. Сама же картина впечатляет и по сей день: актёрская игра на высоком уровне, сюжет написан грамотно, спецэффекты (если так можно выразиться) тоже хороши (для тех времен, конечно же). Но самое главное - культовый статус фильма. Это первая итальянская полнометражная лента и первый итальянский фильм, в котором показывают обнаженное человеческое тело.

Сразу после выхода «Ад» стал международным хитом, собрав только в одних США 2 миллиона долларов.

Вступительное слово В.Н. Сачкова. (Цикл «История киноискусства»).

Яндекс.Метрика

Телефоны для справок: (909)943-90-76 (Дмитрий), (916)597-86-30 (Никита). Email: muss-96@yandex.ru