Начало Вверх

4 декабря

Зарождение полифонического кино

 

Пражский студент / Der Student von Prag

Страна: Германия

Жанр: драма, хоррор

Год выпуска: 1913

Продолжительность: 01:23:00

Режиссеры: Ханс Хейнц Эверс / Hanns Heinz Ewers, Стеллан Рийе / Stellan Rye, Пауль Вегенер / Paul Wegener

В ролях: Пауль Вегенер, Грета Бергер, Лида Салмонова, Йон Готтовт

Описание: В этом году исполняется 105 лет со дня выхода на экран фильма «Пражский студент». Это знаменательная картина для немецкого кинематографа первый «художественный» фильм (Knstler-Film), поставленный в Германии, подобно тому, как пятью годами раньше «Убийство герцога де Гиза» было первым Film dArt во французском кино. Немцы в 1913 году все сделали, как французы в 1908. Были приглашены актеры из театра Макса Рейнхардта - Вегенер, Салмонова, Бергер, Готовт. Ученику Штрауса, композитору Йозефу Вайсу была заказана специальная музыка (Вайс сам исполнял ее на премьере фильма). А сценарий был написан уже известным писателем Хансом Х. Эверсом. Пауль Вегенер, правда, утверждал, что идея «Пражского студента» принадлежит ему. С этой задумкой он обратился на студию Bioscop, где встретился с Эверсом, благосклонно принявшим его идею. Кстати, на IMDb указано, что режиссерами этого фильма были датчанин Стеллан Рийе и Пауль Вегенер. Но в начальных титрах нынешней восстановленной версии сказано, что фильм поставлен автором, т.е. Хансом Эверсом. Учитывая, что разделение труда между сценаристом, режиссером и ведущим актером в раннем кино было не столь сильным, как в более поздние годы, я решил указать в шапке в качестве режиссеров всех троих Эверса, Рийе и Вегенера в алфавитном порядке немецкого написания фамилий. Как бы там ни было, именно Эверсу принадлежит львиная доля заслуг в создании этого фильма. Конечно, его сценарий справедливо называют компиляцией романтических новелл на тему двойников, утраты части себя и сделок с дьяволом. Но компиляция эта была очень удачной и чрезвычайно «киношной». Кракауэр, подчеркивая удачность фабулы этого фильма, писал, что она « несмотря на ее англо-американское происхождение, влекла немцев к себе столь неодолимо, как если бы была почерпнута из национальных источников». Тут он неправ, т.к. и «Удивительная история Петера Шлемиля» Шамиссо, и новеллы Гофмана «История о пропавшем отражении» и «Песочный человек» принадлежат немецкой литературе, развивают немецкую романтическую традицию, да и написаны значительно раньше, чем «Вильям Вильсон» Эдгара По и стивенсовский «Доктор Джекил». Кроме того, Эверс поместил действие своего сценария в Прагу. Среди пражских легенд есть несколько, повествующих о бедных студентах, заключивших сделку с дьяволом. Так что история «Пражского студента» во многом «была почерпнута из национальных источников».

В список авторов фильма следует также включить оператора Гвидо Зибера. Его мастерство проявилось не только в прекрасно снятых сценах, где одновременно действуют Балдуин и его зеркальный двойник, но и в глубине кадров с хорошо проработанным задним планом, съемках на натуре в исторических местах Праги.

Фильм имел сенсационный успех, отзывы в прессе были восторженные, все отмечали появление этой картины как событие художественного значения. А в 1914 году ученик и последователь Зигмунда Фрейда Отто Ранк в своей статье «Двойник: психоаналитическое исследование» ссылается на фильм «Пражский студент». Наверное, впервые кинематографический материал был использован в теоретическом психоанализе.

Предлагаемая вашему вниманию восстановленная, отреставрированная версия позволяет оценить необычность этого фильма, ощутить магию немецкого немого кино и, наряду с такими фильмами как «Дитя Парижа», «Ингеборг Хольм», «Атлантида» Аугуста Блома, восхититься достижениями кинематографа в 1913 году.

Отрывки из поэмы «Декабрьская ночь» Альфреда де Мюссе приведены в переводе В.В. Набокова («Я не Бог и не демон крылатый») и С. А. Андреевского («Везде, где грустно я мечтал»)

sl_petrovich (2013 г.)

Бонус

Год выпуска: 1915.
Страна: Россия
Киностудия: АО "А. Ханжонков и К".
Жанр: Драма.
Продолжительность: 00:37:31.

Режиссёр: Евгений Бауэр.
Авторы сценария: М. Бассов, Валентин Туркин, Джордж Роденбах.
Оператор: Борис Завелев.
Композитор: Нил Брэнд.
Продюсер: Александр Ханжонков.

В ролях: Александр Вырубов, Ф. Верховцева, Виктор Аренс, Н. Чернобаева.


Описание:
№ 1. По сюжету романа Жоржа Роденбаха "Мертвый Брюгге"
Любовная психологическая драма. Сергей Николаевич Неделин не в силах смириться с внезапной смертью своей жены Елены. Неожиданно он встречает артистку Тину Виарскую, поразительно похожую на Елену. Неделин не замечает, что кроме внешнего сходства между Тиной и Еленой нет ничего общего — он слишком сильно хочет вернуть утраченное счастье. Когда же прозрение наступает и Неделин осознает, что вульгарная Тина самим своим существованием оскорбляет память о чистой Елене, он убивает Виарскую.
№ 2. Любовная психологическая драма.
Беспредельно тяжела утрата любимого человека. Точно гнев божий обрушился на него.
Измученный, находится он вот уже несколько дней у одра покойной, словно ожидая возврата столь безжалостно пресеченного счастья. Грозен фатум, но всеобъемлюща воля человека. В нем заговорила не разрывающая душу скорбь, но оцепенелая покорность без слез. С совершенно исключительной силой был потрясен Сергей Николаевич Неделин внезапной потерей Елены — своего лучшего друга. Он подле нее один, изнемогая от постигшего его горя, долго предается глубокому отчаянию. Покорный року, расстается, наконец, Неделин с любимым существом, сохранив у себя волосы Елены. Замкнуто живет вдали от людей, в своей небольшой квартире, полной столь дорогих воспоминаний, Неделин с преданной няней Варварой, на руках у которой трагически скончалась Елена. Здесь спокойствие, тяжелая тишина ничем не нарушается вот уже несколько лет. Благоговейно проникнутый памятью об умершей, он в долгих одиноких прогулках искал возможности постичь горестный и начинавший казаться ему возвышенным дух смерти. Однажды Неделин был поражен встречей с женщиной, необыкновенное сходство которой с его покойной Еленой было разительно. Влекомый неведомой силой в театр, куда скрылась незнакомка, Неделин попадает на представление оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», в 4-м акте которой, в сцене оживания мертвецов, из средней, главной гробницы появляется «Его Елена». Он совершенно ошеломлен... В прошлом не было утраты... Елена снова с ним... Счастье вернулось... В лице главной балерины оперы артистки Тины Виарской Неделин нашел новый живой портрет умершего друга. Дни скорби были только днями разлуки. Они прошли, и душа, опьяненная радостью, опять раскрыта для любви и ласки. Но кратковременно было опьянение. Нет в Тине Елены... Греза с головокружительной быстротой разбивалась... Мучительное чувство дорогой утраты на миг блеснувшего счастья все более овладевало Неделиным. Каждое слово, каждый жест вульгарной Тины оскорбляли память незабвенной, чистой Елены. «Тина недостойна твоей любви... Я должен тебе это сказать», — говорит как-то Неделину его друг художник Сольский. Но неумирающая надежда снова найти разбитую грезу была сильнее рассудка и влекла его к Тине. Атмосфера сгущалась. Нервы человека, оскорбленного в лучших святых чувствах, не выдержали. Встреча Тины с Неделиным в доме последнего оказалась для нее роковой. В петле из кос умершей Елена-Тина находит свою смерть.
СФ. 1915. № 1. 105.

Вступительное слово В.Н. Сачкова (Цикл «История киноискусства»). 

Яндекс.Метрика

Телефон для справок: (909)943-90-76 (Дмитрий). Email: muss-96@yandex.ru