Начало

21 мая (вторник) в 18.30

Два фильма Сесила Б. Де Милла

Кармен / Carmen

Страна: США
Жанр: драма, кино-опера, экранизация, немое кино
Год выпуска: 1915
Продолжительность: 01:15:25

Режиссер: Сесил Б. Де Милл / Cecil B. DeMille
В ролях: Джеральдин Фаррар, Уоллес Рид, Педро де Кордоба и другие.

Описание: До недавнего времени о фильме Сесила Де Милла «Кармен» упоминалось лишь как об объекте пародии Чарли Чаплина.

Среди фильмов, сделанных Чаплиным на «Эссеней» «Пародия на «Кармен» выделяется какой-то натужностью и злостью в сочетании с вульгарным комикованием, а по мастерству смешного эта лента не дотягивает даже до ранних фильмов с Чезом.

Причина чаплинской неудачи, как мне кажется, кроется в том, что, пытаясь высмеять то, что, по его мнению, было чрезмерным в картине Де Милля, Чаплин не понял, что перед ним не экранизация новеллы Мериме, а первая полноценная кино-опера, хотя и лишенная оперных арий.

Просто зафиксировать оперную постановку, сделав некий «киноконсерв» на тогдашнем уровне кинотехники было достаточно просто.

Но Де Милл отважно переносит действие на натуру, стоит мизансцены по кинематографическим, а не оперным законам, приглашает на главную роль оперную диву, чью сценическую игру отличает стремление к реалистичности, заказывает одному из лучших аранжировщиков оркестровую сюиту на музыку Жоржа Бизе и побеждает!

Когда смотришь (и слушаешь) восстановленную в первоначальном виде версию Де Милловской «Кармен» - видишь, как пульсирует в ритме гениальной музыки киноизображение, и как виртуозно сведены в единое целое одно из самых условных и одно из реалистичнейших искусств, становится обидно за Чаплина, не почувствовавшего (или не пожелавшего почувствовать) колоссальное обаяние и значение этого фильма.

Обман / The Cheat

Год выпуска: 1915
Страна: США
Жанр: Драма / немое кино
Продолжительность: 00:58:54

Режиссер: Сесил Б. Де Милл / Cecil B. DeMille
В ролях: Фэнни Уорд, Сэссю Хаякава, Джек Дин, Джеймс Нил, Ютака Абэ, Дана Онг, Хэйзел Чилдерс, Артур Г. Уильямс

Описание: Женщина из высшего буржуазного сословия не в состоянии отдать бездумно проигранные ею на бирже казенные деньги; она занимает крупную сумму у богатого бирманского коллекционера, который в нее влюблен. За это он требует, чтобы она ему отдалась. Она соглашается И все бы было хорошо, только вот, надо же, у Эдит Харди (так зовут главную героиню) вдруг появляется возможность не отдаваться, а отдать долг. Бирманец с таким оборотом событий категорически не согласен.

То, что могло бы быть лишь банальной светской мелодрамой с легким эротическим налетом, встретило неожиданный успех главным образом во Франции, где молодые кинолюбители увидели набросок нового киноязыка, выбивающегося из театральной колеи. Автор максимально обкорнал интригу, сведя психологическое противостояние к игре подвижных светотеней и погрузив актеров в эту туманную атмосферу. Это был Бернстайн, но с рембрандтовским светом! Поразила образованную публику и непроницаемая маска японца Сэссю Хаякава, контрастирующая с патетическим способом выражения актеров немого кино.

«Для французов, писала Эв Франсис, это было настоящим откровением. Все восхищались этой чарующей экзотической драмой, сделанной в новом духе, ускоренным ритмом, невиданной ранее динамичностью».

Позднее режиссер Сесиль Блаунт Де Милл (1881-1959) перешел на крупные постановки по библейским мотивам («Царь царей», «Десять заповедей») и на «шапито» в Синемаскопе, но так и не отказался от определенной формальной манерности. Но не будем забывать, что прежде всего он был, подобно Гриффиту или Чаплину, одним из мэтров немого кино, обладающим элегантным письмом и утонченными концепциями. Этот покоритель толпы был еще и эстетом, мастером замысловатой камерности, о чем свидетельствуют последующие за «Обманом» фильмы: «Поступки Анатоля» или «Проклятые сердца».

Вступительное слово В.Н. Сачкова (цикл «История киноискусства»).

В Библиотеке №50.

Яндекс.Метрика

Телефоны для справок: (909)943-90-76 (Дмитрий), (916)597-86-30 (Никита). Email: muss-96@yandex.ru