В ролях: Леон Мато, Жина Манес, Ван Даэль,
Мари Эпштейн (сестра Жана Эпштейна)
«Действие сценария, придуманного Жаном Эпштейном за одну ночь
(«Верное сердце»), развертывается в простонародной среде Марселя. Вот
его краткое содержание: «Юную Мари (Жина Манес) похищает хозяин
марсельского портового кабачка (Бенедикт), посещаемого проститутками и
бандитами. Молодой бандит (Ван Даэль) ухаживает за Мари, но у него есть
соперник – честный портовый рабочий (Леон Мато). Бандит уговаривает
хозяина выдать за него девушку и дерется с рабочим, которого выгоняют из
притона.
Немного спустя «жених» Мари уводит ее на праздничную ярмарку в
окрестностях Марселя. Они встречают там рабочего, и тот тяжело ранит
бандита, за что его присуждают к году тюрьмы. Когда его освобождают,
Мари уже замужем и у нее дети. Ее муж пьянствует и бьет жену. Молодая
медсестра (Мари Эпштейн, игравшая под псевдонимом мадемуазель Марис) устраивает свидания Мари с рабочим. Проститутка
(Мадлен Эриксон) доносит об этих встречах мужу. Полупьяный, он уже готов убить
рабочего, но тут медсестра выстрелом из револьвера убивает его. Теперь молодая
женщина «с верным сердцем» может жить с честным рабочим, которого она не
переставала любить».
Этот сюжет мог бы стать мрачной мелодрамой. Но фильм был совсем иным. Основным
достоинством «Верного сердца» было то, что почти весь фильм снимался в
естественных декорациях, с очень острым ощущением пластики народной жизни и
правдивости в характеристике персонажей. Когда мы видим фильм тридцать лет
спустя, нас прежде всего поражает его «неореалистическая» направленность. Это не
единичный случай в импрессионистской школе, так как у фильма есть общие
особенности с «Лихорадкой» Деллюка и с «Кренкебилем» Фейдера. На этих фильмах
сказалась натуралистическая традиция Эмиля Золя, а также Антуана, хотя
представители поколения Жана Эпштейна должны были презирать основателя «Театр-либр».
Ван Даэль (он и играл главного героя «Лихорадки») придавал своему исполнению
бандита особый стиль, быть может, с долей пародийности. Мато создавал образ
рабочего немного тяжеловесно, но человечно и правдоподобно. Красота Жины Манес,
ее большие светлые глаза передали фильму свой свет и поэтичность.
Кульминационной сценой в финале, так сказать, «хрестоматийной» была ярмарка. Ее
стремительный монтаж производил ошеломляющее впечатление и стал событием в кино.
Разумеется, Абель Ганс в «Колесе» еще до «Верного сердца» применял этот же
прием, но Жан Эпштейн сумел придать ему необыкновенную свежесть. Он смонтировал
драку соперников с быстрым вращением карусели и тремя автоматами механического
органа, образовав контрапункт индивидуальной драмы и обстановки, в которой она
развивается, и применив свою теорию ритмов, музыкально соединяющих в одном месте
совершенно разные события.
Быть может, психоаналитик Рене Алланди и не ошибался, когда находил
символическую связь между конфликтом трех персонажей и тремя автоматами
механического органа, хотя колоритность этих автоматов была одним из наиболее
ярких впечатлений на тогдашних ярмарках и Эпштейн мог снять их на пленку чисто
случайно. Еще интереснее были мелькавшие кадры быстро кружившейся карусели. Во
Франции в ту пору еще редко пользовались движением камеры, и зритель испытывал
ощущение, будто он несется в вихре движения и шума. Таким образом, камера «от
первого лица» здесь была очевиднее, чем у Ганса в ту же эпоху.
Можно подумать, что Эпштейн выбрал сюжет «Верного сердца», главным образом чтобы
показать праздничную ярмарку, так как писал двумя годами раньше в «Здравствуй,
кино!»: «Я хочу увидеть драму возле карусели с деревянными лошадками или более
современной – у аэропланов. Ярмарка внизу – и все вокруг нее постепенно
скрывается в тумане. Центрифугированный таким образом трагизм удесятерит свою
фотогеничность, добавив к ней головокружение и вращение».
Новаторство «Верного сердца», его успех выдвинули двадцатишестилетнего Эпштейна
в первый ряд французских кинематографистов». (Жорж Садуль)