1. Проблема субстанта (субъекта) исторического
процесса.
2. Общество как субстант истории.
3. Основные значения слова «общество»:
а) конкретное отдельное общества -
социоисторический организм;
б) региональная система социоисторических
организмов;
в) все существовавшие и существующие
социоисторические организмы вместе взятые — человеческое общество в целом;
г) общество вообще;
д) общество вообще определенного типа.
II.
Основной вопрос философии: что первично — сознание или мир (природа + общество).
1. Материализм и идеализм.
2. Непоследовательность всего старого
(домарксистского) материализма: материализм во взглядах на природу и идеализм во
взглядах на общество и историю.
3. Безрезультатный поиск объективного
общественного бытия («социальной материи») старыми материалистами. Их
социоисторический волюнтаризм.
III.
Философия и социальные науки в поисках объективного источника общественных идей
(«общественного мнения»): философия истории Г. Гегеля, концепции французских
историков эпохи Реставрации, классическая политическая экономия,
унитарно-стадиальная концепция истории цивилизованного общества.
IV.
Создание К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания общества и
истории.
1. Понятия общественно-экономического уклада,
способа производства, производительных сил, общественного бытия и общественного
сознания, базиса и надстройки.
2. Общественно-экономические формации как
основные социально-экономические типы и стадии всемирно-исторического развития
общества.
3. Всемирная история как объективный процесс
развития и смены общественно-экономических формаций.
4. Предопределенность и неопределенность,
случайность и необходимость в истории.
V.
Две интерпретации смены общественно-экономических формаций: линейное и
глобальное. Глобально-формационное понимание всемирной истории. Неравномерность
исторического развития. Передовые и отсталые общества. Понятие мировой системы
социоисторических организмов. Исторический центр и историческая периферия.
Историческая эстафета.