I. Психология - наука о
человеческой душе, человеческом мышлении, его воле и аффектах. Когда возникла
психология? Психология и психологизм.
II. Вершина теоретической
мысли, достигнутая в немецкой классической философии. Гегель – наименее
психологичный теоретик. Мышление по Гегелю - исторически развивающееся
человеческое дело, реальная человеческая история.
III. Два пути развития
психологии после Гегеля:
1. Назад в
психологизм (Л. Фейербах и большинство левых гегельянцев). Путь от серьезного
теоретического гегелевского анализа к возвышенному, сентиментальному
многословию. Фейербах – предшественник современной псевдофилософской
словесности.
2. Вперед к еще более
радикальному антипсихологизму К. Маркса. Не «душа», не телесно понимаемый
«мозг», но промышленность есть раскрытая книга человеческой психологии.
IV. Отечественная и
мировая психология в XX – начале XXI вв.
1.
Позитивистская психология И.П. Павлова. Принцип механического детерминизма,
исключавшего какую бы то ни было свободу.
2.
Культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Выведение свободы из
абстрактной случайности и произвольного словесного знака. Антагонизм и сходство
психологий Павлова и Выготского.
3. Два
основных направления в современной науке о душе:
а)
экспериментальная академическая психология, на сегодняшний день представленная
преимущественно когнитивизмом; склонность к отрицанию существования человеческой
психики; приравнивание человека к компьютеру;
б)
«практическая» психология или психоанализ; представление о магической, никак не
укорененной в реальной практической деятельности, психологической сущности
человека.
3. Кризисное
состояние и псевдонаучность психологии в настоящее время.
V. А.Н. Леонтьев и Э.В.
Ильенков у истоков прорыва к действительно научной психологии.
Чувственно-предметная деятельность как всеобщая категория. Генетическая связь
направления Леонтьева-Ильенкова с классической новоевропейской философией,
прежде всего Р. Декарта и Б. Спинозы.
VI. Человеческое мышление,
воля, эмоции, аффекты - не абстрактно самостоятельные сущности, а нечто,
вытекающее из природы чувственно-практической жизнедеятельности субъекта.
Необходимость для человека, как и любого иного живого существа, активно
взаимодействовать с внешним миром, двигаясь «по его форме», или, что то же
самое, мысля этот мир.
VII. Орудийность и
универсальность практической деятельности человека. Орудия человеческой
деятельности как вынесенные наружу органы человеческого тела, существующие
отдельно от тела органического. Производство и распределение собственного тела –
человеческая проблема, принципиально неведомая животным. История такого
производства и обусловленного им распределения человеческих орудий
(человеческого тела) и есть подлинная человеческая психология.
VIII. Задача марксистской
психологии: развернуть исследование человека к исследованию мирового
производства, мировой «промышленности», в противоречиях которой содержатся все
тайны и парадоксы сознания современного человека.