I. Условия возникновения социально-философской Франкфуртской школы.
1.Фордистско-тейлористский этап развития капитализма и потребность в его
осмыслении и анализе.
2.Тупики детерминистского марксизма и позитивизма. Первые тенденции к
обновлению.
3.Формирование философско-социологического центра во Франкфуртском институте
социальных исследований.
II. Формулировка основ критической теории общества.
1.Проблема соотношения субъекта и объекта в критической теории; вопрос об
отчуждении.
2.Критика детерминизма и позитивизма.
3.Негативная диалектика.
III. Негативная диалектика Т. Адорно, основанная не на «отрицании отрицания», то
есть восстановлении тезиса на новом качественном уровне, а на собственно
«отрицании» как универсальном принципе рассуждения. Концепция «критической»
личности как единственного субъективного выхода из противоречий современного
мира отчуждения и овеществленных отношений.
IV. Развитие идей Т. Адорно в трактовке современного общества В. Беньямина.
1. Проблема отчуждения в его теории «технической репродукции» и
«репродуктивного» искусства.
2. Потеря личности отчужденным человеком.
3. Подчинение человека эффекту толпы, которую легко «запрограммировать», то есть
направить ее энергию в русло, выгодное господствующему классу.
V. Г. Маркузе и проблема свободы человека в ХХ веке.
1. Основы "критической теории" общества. Философия истории.
2. Освобождение человека через творчество во всех его проявлениях;
3. Представление об обществе будущего, обеспечивающем свободу творчества своим
членам; его противопоставление обществам, основанным, как на современном
рыночном, так и на плановом хозяйстве.
4. Освобождение человека от монотонного, тяжелого труда; свободное время для
самовыражения, в том числе через секс.
5. Самоосвобождение человечества как основа программы Г. Маркузе; Великий отказ
- единственный путь для такого самоосвобождения.
6. Маркузе и социальная практика.
VI. Преодоление отчуждения в философии Э. Фромма.
1. Своеобразное развитие взглядов З. Фрейда.
2. Субъективная этика, опирающаяся на инстинкт жизни (творчество) и инстинкт
смерти (некрофилию, тяготение к насилию и порядку).
3. Идея Э. Фромма о самоосвобождении человека из-под власти вещей, богатства,
но, главное, - из-под власти заранее установленного репрессивного порядка.