4 декабряЗарождение полифонического кино
Пражский студент / Der Student von Prag
Страна: Германия Жанр: драма, хоррор Год выпуска: 1913 Продолжительность: 01:23:00
Режиссеры: Ханс Хейнц Эверс / Hanns Heinz Ewers, Стеллан Рийе / Stellan Rye, Пауль Вегенер / Paul Wegener В ролях: Пауль Вегенер, Грета Бергер, Лида Салмонова, Йон Готтовт
Описание: В этом году исполняется 105 лет со дня выхода на экран фильма «Пражский студент». Это знаменательная картина для немецкого кинематографа первый «художественный» фильм (Knstler-Film), поставленный в Германии, подобно тому, как пятью годами раньше «Убийство герцога де Гиза» было первым Film dArt во французском кино. Немцы в 1913 году все сделали, как французы в 1908. Были приглашены актеры из театра Макса Рейнхардта - Вегенер, Салмонова, Бергер, Готовт. Ученику Штрауса, композитору Йозефу Вайсу была заказана специальная музыка (Вайс сам исполнял ее на премьере фильма). А сценарий был написан уже известным писателем Хансом Х. Эверсом. Пауль Вегенер, правда, утверждал, что идея «Пражского студента» принадлежит ему. С этой задумкой он обратился на студию Bioscop, где встретился с Эверсом, благосклонно принявшим его идею. Кстати, на IMDb указано, что режиссерами этого фильма были датчанин Стеллан Рийе и Пауль Вегенер. Но в начальных титрах нынешней восстановленной версии сказано, что фильм поставлен автором, т.е. Хансом Эверсом. Учитывая, что разделение труда между сценаристом, режиссером и ведущим актером в раннем кино было не столь сильным, как в более поздние годы, я решил указать в шапке в качестве режиссеров всех троих Эверса, Рийе и Вегенера в алфавитном порядке немецкого написания фамилий. Как бы там ни было, именно Эверсу принадлежит львиная доля заслуг в создании этого фильма. Конечно, его сценарий справедливо называют компиляцией романтических новелл на тему двойников, утраты части себя и сделок с дьяволом. Но компиляция эта была очень удачной и чрезвычайно «киношной». Кракауэр, подчеркивая удачность фабулы этого фильма, писал, что она « несмотря на ее англо-американское происхождение, влекла немцев к себе столь неодолимо, как если бы была почерпнута из национальных источников». Тут он неправ, т.к. и «Удивительная история Петера Шлемиля» Шамиссо, и новеллы Гофмана «История о пропавшем отражении» и «Песочный человек» принадлежат немецкой литературе, развивают немецкую романтическую традицию, да и написаны значительно раньше, чем «Вильям Вильсон» Эдгара По и стивенсовский «Доктор Джекил». Кроме того, Эверс поместил действие своего сценария в Прагу. Среди пражских легенд есть несколько, повествующих о бедных студентах, заключивших сделку с дьяволом. Так что история «Пражского студента» во многом «была почерпнута из национальных источников». В список авторов фильма следует также включить оператора Гвидо Зибера. Его мастерство проявилось не только в прекрасно снятых сценах, где одновременно действуют Балдуин и его зеркальный двойник, но и в глубине кадров с хорошо проработанным задним планом, съемках на натуре в исторических местах Праги. Фильм имел сенсационный успех, отзывы в прессе были восторженные, все отмечали появление этой картины как событие художественного значения. А в 1914 году ученик и последователь Зигмунда Фрейда Отто Ранк в своей статье «Двойник: психоаналитическое исследование» ссылается на фильм «Пражский студент». Наверное, впервые кинематографический материал был использован в теоретическом психоанализе. Предлагаемая вашему вниманию восстановленная, отреставрированная версия позволяет оценить необычность этого фильма, ощутить магию немецкого немого кино и, наряду с такими фильмами как «Дитя Парижа», «Ингеборг Хольм», «Атлантида» Аугуста Блома, восхититься достижениями кинематографа в 1913 году. Отрывки из поэмы «Декабрьская ночь» Альфреда де Мюссе приведены в переводе В.В. Набокова («Я не Бог и не демон крылатый») и С. А. Андреевского («Везде, где грустно я мечтал»)
sl_petrovich (2013 г.) Бонус
Год выпуска: 1915.
Вступительное слово В.Н. Сачкова (Цикл «История киноискусства»). |
Телефон для справок: (909)943-90-76 (Дмитрий). Email: muss-96@yandex.ru |